Озеро Севан в Армении на грани гибели
07.12.2009Как сообщает член комиссии по проблемам Севана при президенте РА Рафаел Ованнисян, запасы сига в Севане оскудели настолько, что в этом году местные рыбаки вынуждены прибегать к хитрости: покупают сиг на одном из искусственных водохранилищ Джермука, привозят на Севан, переваливают рыбу на свои моторки, приплывают к берегу в каком-нибудь другом месте и продают по завышенной цене якобы как севанский. Недавно члены одной ереванской семьи, прямо на берегу Севана купившие за 5000 драмов полукилограммовых сигов, сварив рыбу, почувствовали неприятный запах от них, не рискнули съесть и выкинули. И только потом неудачливый покупатель узнал от своего приятеля, занимающегося научно-исследовательской работой на Севане, что купленную им рыбу просто привезли на Севан, а чтобы она не испортилась, обработали какой-то химией, пишет Sakartvelo.
Подсекай!Озеро Сева́н, ранее также называлось Гехаркуни́к, Гега́мское море, Гокча — высокогорное озеро в Армении, крупнейшее на Кавказе. Озеро Севан — пресноводное, водная поверхность имеет лазурно-синий цвет.
Древнее название озера Севанк, что значит черный монастырь. Название свое озеро получило от расположенного в северо-западной части его монастыря.
Шоржинским подводным валом-порогом и двумя мысами, вдающимися в озеро — Артанишским (с востока) и Норатусским (с запада) озеро делится на две части: Малый и Большой Севан. Малый Севан отличается большой глубиной и изрезанными берегами. Именно в этой части сосредоточен больший объём воды озера. Наиболее глубокое место Севана расположено недалеко от подножья хребта Арегуни. В Большом Севане дно ровное, берега мало изрезаны, глубина не превышает 30 метров. |
Одно это показывает уже, до какой степени истощены рыбные запасы Севана. Я даже не сгущаю краски, хотя когда речь заходит о Севане и его спасении, журналисту такое позволительно. Я просто сообщаю правду и бью в набат, чтобы руководители страны в полной мере осознали то бедственное положение, в котором оказались рыбные запасы Севана, а из-за этого и само озеро. Но несмотря на тревожные сигналы специалистов и критические публикации в СМИ, и бывший министр охраны природы Вардан Айвазян, и нынешний министр Арам Арутюнян ведут неверную политику и продолжают пребывать в преступном бездействии (это на заметку генпрокурору и начальнику Главного управления уголовного розыска Полиции РА).
Результатом вышеназванных причин и является сегодняшняя катастрофическая ситуация, из которой руководители РА должны сделать соответствующие выводы. Иначе усилий одной только президентской комиссии по проблемам Севана окажется недостаточно для спасения Севана. В начале этого месяца в Гегаркунике, в национальном парке «Севан», состоялось выездное заседание вышеупомянутой комиссии. Когда после заседания я поинтересовался у члена той же комиссии, заместителя председателя экспертной комиссии озера Севан, доктора биологических наук и член-корреспондента НАН РА Рафаела Ованнисяна, чем министр охраны природы объясняет сокращение рыбных запасов Севана, то услышал вот такой ответ:
— Ничем не объясняет, разве что тем, что причины этого возникли не сегодня. Он вообще не назвал ни одной объективной причины.
Иначе говоря, министр охраны природы даже на заседании столь серьезной и авторитетной комиссии, на которой, кстати, председательствовал президент РА Серж Саргсян, осмелился скрыть правду. А ведь уничтожение промышленных запасов сига на Севане явилось следствием разрешенного бывшим и нынешним министрами охраны природы, руководством национального парка «Севан» и Государственной инспекции охраны природы гигантского перелова, из-за чего, кстати, и исчезла эта рыба на наших рынках.
Вот именно об этом смолчал министр, а никто из членов комиссии, к сожалению, не нашел в себе смелости сказать правду в присутствии президента и прямо в глаза министру. А относительно того, почему сам Р. Ованнисян не сказал о том, что исчезновение сига как севанского вида явилось следствием хищнического браконьерского лова, он ответил: «Я тоже не стал говорить об этом. Мне просто не пришло в голову, ведь браконьерство — зарегистрированный факт».
По словам директора Института гидроэкологии и ихтиологии НАН РА, доктора биологических наук Бориса Габриеляна, вот уже три года подряд Министерству охраны природы направляются предложения о запрещении промышленного лова сига на Севане, однако браконьерство практически продолжается. Главная причина — коррупция, а также то, что министр упорно не отдает приказа о прекращении лова сига, а просто принимает решения о разрешении на добычу на Севане только карася и раков.
Согласно разъяснениям министра охраны природы, поскольку в этих разрешениях ничего не говорится о лове сига, то это означает, что он запрещен. Однако это, мягко говоря, вовсе не так. Несмотря на критические выступления СМИ, министр охраны природы Арам Арутюнян просто продолжает хитрую политику своего предшественника, ведь между отсутствием упоминания о запрете лова сига и запрещением лова — огромная разница.
В случае издания приказа о запрете лова даются соответствующие поручения, направляются соответствующие ходатайства в Комитет по государственным доходам РА и Полицию РА — чтобы таможенные органы запретили вывоз, чтобы полиция установила наблюдение на дорогах, запретив продажу, чтобы в случае обнаружения конфисковывали незаконную добычу. Но вот уже который год ничего подобного не делается, а это значит, что Вардан Айвазян и Арам Арутюнян фактически дали зеленый свет браконьерам, незаконным торговцам и импортерам сига.
Вот об этом-то министр умолчал, скрыв правду от главы государства. Хочется искренне верить в то, что президент, будучи крайне занятым человеком, не успевает лично проглядывать газеты, а соответствующие подчиненные по нерадивости не сообщают ему о тревожных сигналах. Хочу надеяться, что моя статья не удостоится такой участи.
Истины ради не могу обойти и Институт гидроэкологии и ихтиологии НАН РА, который несмотря на бедственное состояние дел с сигом, лишь в последние три года начал обращаться в Министерство охраны природы с предложениями о запрете добычи этого вида рыбы. Это надо было сделать гораздо раньше — несмотря даже на то, что, как показывает горький опыт, министерство и тогда могло проигнорировать предложения ученых. Очевидно ведь, что данная ситуация — резкое падение популяции и биомассы сига, омоложение стада,- которые сегодня официально признают институт и соответствующая рабочая группа вышеупомянутой комиссии, возникла не в 2007 году и не вдруг. К чему привела практика невыдачи разрешения на вылов сига вместо отдачи приказа о запрете на его добычу в сочетании с преступной бездеятельностью руководства национального парка «Севан» и Государственной инспекцией по охране природы, весьма красноречиво иллюстрирует факт, приведенный председателем Союза зеленых Армении, членом комиссии при президенте РА Акобом Санасаряном: «Хотя вот уже три года не дается разрешения на вылов сига, у меня имеется множество фотографий, свидетельствующих о том, что вместе с сигом вылавливают и продают молодь ишхана».
К вопросу о том, что защита запускаемых в Севан мальков ишхана не обеспечивается, а отпущенные на это огромные государственные средства транжирятся, мы еще обратимся. Пока же отметим, что председатель Союза зеленых справедливо недоволен работой той самой комиссии, в которой состоит: «Если комиссия была создана 23 декабря 2008 года, то за это время она могла бы хотя бы приостановить незаконный вылов рыбы!».
Согласно исследованиям, проведенным возглавляемым Б. Габриеляном института, все запасы сига в Севане составляют сегодня 170-180 тонн, тогда как в середине 1980-х — 30000 тонн, то есть сократились за примерно 25 лет в 165 раз! Подчеркнем: это официальные данные, ну а как обстоят дела на самом деле, каждый может судить хотя бы по тому, когда в последний раз ел сиг.
«Нет ничего обнадеживающего,- продолжает ученый,- масса популяции рыбы составляет около 100-200 тонн, причем речь не о промышленном, а биологическом ресурсе — начиная с годовалых половозрелых особей. При этом 100‑200 тонн составляет масса не сига, а общая масса вообще всей рыбы в Севане…».
Иначе говоря, если исключить из этих 100-200 тонн карася, то окажется, что в Севане почти и нет рыбы.
В основных положениях доклад комиссии по проблемам озера Севан при президенте РА указывается: «Все эти отрицательные изменения популяции сига являются следствием беспощадной эксплуатации его запасов. Несмотря на то, что со стороны Института гидроэкологии и ихтиологии каждый год определялись и направлялись Министерству охраны природы годовые квоты промышленного вылова сига, промысловая нагрузка на его популяцию в несколько раз превышала пределы допустимого вылова, что привело к сокращению запасов не только сига, но и других видов рыбы в озере Севан».
Чтобы избежать недоразумений, отметим, что речь идет о квотах до 2007 года, поскольку в 2007-2009 годах институт ежедневные квоты вылова не устанавливал, поскольку находил, что добычу сига следует прекратить вообще. Прекрасно зная, что устанавливаемые им квоты на самом деле в несколько раз превышаются, институт не должен был устанавливать и направлять в министерство квоту вылова сига на 2007 год. Без особых усилий спрогнозировав сегодняшнюю ситуацию, институт должен был предложить полный запрет вылова еще в 2007 году. Но он, однако, поступил иначе, поэтому и на нем лежит доля вины за сегодняшнее катастрофическое положение.
Согласно уже упомянутому документу комиссии при президенте, баланс пищевых цепочек экосистемы Севана нарушен, что в свою очередь приводит к дополнительному накоплению в озере органических веществ и усилению заболачивания. Все очень просто: вследствие колоссального сокращения рыбных ресурсов та пища, которая естественным образом образуется в озере, а также частично привносится извне, уже почти не потребляется. Эта многотысячетонная органическая масса, оседая на дно и разлагаясь, отравляет озеро… Будто мало было оставленных под водой деревьев и кустов, а на севанских берегах — мусора…
Подсекай!Севанская форель (ишхан, Salmo ischchan) является эндемическим видом рыбы, но её существование находится под угрозой из-за конкурирующих видов рыб, завезённых или попавших в озеро из других мест. В частности, сиг (Coregonus lavaretus) был завезён из Ладожского и Чудского озёр, золотая рыбка (Carassius auratus) и рак узкопалый (Astacus leptodactylus). На берегу озера были созданы рыбоводческие хозяйства для искусственного размножения ишхана. В то время, как в Севане ишхан находится под угрозой вымирания, судя по всему, он выживет в озере Иссык-Куль, куда он был завезён из Армении.
|